b
преподавании систем
рукопашного
боя
Сатори — внезапное пробуждение
(озарение).
Любая методика нуждается
в философской базе. Фило­софия — мать
всех наук, и наука рукопашного боя не
ис­ключение. Для того чтобы понять
способы формирования избранной техники,
чтобы понять направление её разви­тия,
безусловно, следует знать, под воздействием
каких фак­торов она формировалась,
какие методические и психоло­гические
приемы свойственны в процессе традиционного
тренинга. Осмысление традиционных
методик позволяет выявить систематику
формирования бойца, а уяснив систе­му,
поняв её отправные точки, мастер получает
возмож­ность конструировать новые,
оригинальные формы обуче­ния,
опирающиеся тем не менее на традиционные
методи­ки. Крайне интересны в процессе
тренинга приемы, при­меняемые в
обучении дзенских монахов. Приведу
несколь­ко мыслей из практики Дзен,
имеющих, на мой взгляд, от­ношение к
преподаванию рукопашного боя:
Наш мир — совокупность,
скорее, процессов, чем сущностей... • Я
— это не просто то, что я делаю сейчас.
Я — это то, что я уже сделал. Ведь то,
что я есть, — так мимолетно, неосязаемо,
а то, чем я уже был, является фиксированным
и окончательным.
Центральное зрение вызывает
осмысление, искажая эмоциями и мыслями
бессознательное — объективное —
отражение реальности, периферийное
зрение охватывает слишком много и не
имеет возможности цепляться за обра­зы,
оно не будоражит мысли и чувства. Зеркалу
безразлич­но, что отражать, поэтому
оно не лжёт.
Пространные объяснения
вызывают ответные эмоции, эмоции
искажают «зеркало» сознания. «Один раз
показать — лучше, чем сто раз объяснить»,
попробуйте объяснить словами, как
завязывать галстук!
Спонтанность ребёнка —
это его способ познания, заго­няя его
в рамки этики поведения, мы лишаем его
инструмен­та объемного осмысления,
подсовывая взамен конвенции ус­тоявшиеся
стереотипы, то есть вместо изучения
комплекса «вещь в движении» мы подсовываем
ему словесный символ этой вещи. Куда
исчезает кулак, когда я раскрываю
ладонь?!
Умение пользоваться периферийным умом
напоминает использование периферийного
зрения. Ум следует отпустить, позволив
ему, уподобясь ментальному зеркалу,
отражать без искажений окружающие его
процессы, не концентрируясь на чём-то
конкретном.
Гораздо чаще важные решения
зависят от «наития» — иначе говоря, от
«периферийного зрения» ума. Ситуацию
следует «ощущать».
Как ни усиливай работу
мускулов рта и языка, вкус пищи не станет
от этого острее! Не надо стараться и не
надо желать что-то сделать, надо просто
делать. Стараться быть естественным
уже означает быть искусственным, не
надо стараться — надо просто быть.
Умение принять спонтанное
решение предоставляет уму возможность
действовать самому по себе, это и есть
«у-вей» (ненапряженность, нестремление).
Умом следует пользоваться, как глазами.
Истина не выразима словами.
Сатори. Если его трудно достичь, то лишь
потому, что всё слишком просто.
В движении не должно быть насилия ума
(у-вей)
Как можно, полируя камень, сделать его
зеркалом? Как можно, сидя в медитации,
стать Буддой?
Естественное, спонтанное поведение
человека и есть ум Будды.
Популярность (школы боевых искусств в
том числе) по­чти всегда неминуемо
ведёт к снижению качества и превра­щается
из неофициального духовного движения
в стабиль­ный общественный институт.
Систему коан
разработала
дзен-буддийская школа Линь-чжи (Ринзай).
Коан ..далее 




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

 
 
Яндекс.Реклама