ЛЕТ десять назад Виктор Пелевин буквально взорвал
русскую литературу, переживавшую в те годы свои не самые лучшие дни. Сперва
рассказы -- за них он получил премию Букера, затем романы "Омон Ра", "Чапаев
и Пустота" (он также номинировался на Букера, но премию отдали другому
писателю), "Дженерейшен Пи". После чего Пелевин пропал. Ну, не совсем пропал,
слухи кое-какие бродили -- мол, пишет. Нет, не пишет, потому что на самом
деле он находится в глубоком кризисе и много пьет. Нет, не пьет, а, следуя
опыту своих героев, увлекся наркотиками.
ОДНАКО Пелевин прервал затянувшееся молчание и выпустил-таки новую книгу "DПП" ("Dиалектика переходного периода из Ниоткуда в Никуда"). "DПП" -- сборник, куда вошли роман о банкире, всеми решениями которого управляли числа, и несколько рассказов -- о нефти и французской философии, о сексе в Интернете, о загробном мире и т. д. А слухи о том, что все это время Пелевин провел в наркотическом тумане, писатель опровергает начисто: |
-- Мне не очень понятно, ОТКУДА я исчез на эти три года. Из своей собственной
жизни я не исчезал ни на секунду. Я делал много разного, в том числе писал
книги и думал о высоком, а в кризисе я нахожусь с шестилетнего возраста.
Что касается спиртного и прочего -- я не пью и не курю уже много лет. Наркотики,
которые я регулярно употребляю, -- это спортзал и бассейн. Когда не могу
достать бассейн, принимаю двойную дозу велосипеда. Мне жалко людей, которые
тратят себя на наркотики.
-- Тоталиберализм, при котором мы живем, принципиально неглубок во всех своих проявлениях, так как любая "глубина" мешала бы обороту капитала. Человек с глубокими чувствами -- менее эффективный участник рыночных отношений, потому что у него есть какое-то двойное дно, личное измерение. Поэтому он будет неконкурентоспособен -- как машина с прицепом, участвующая в гонках.
Знаете, когда мы жили при казарменном социализме, мы были рабами. Рабам
свойственны такие чувства, как горечь, уязвленная гордость, ненависть,
желание восстать. Это питало те великие книги, которые были написаны в
советское время. Теперь, при семейном капитализме, мы стали проститутками
(я не вкладываю в это слово ругательного смысла). Проститутки обычно склонны
к более ироничному и циничному восприятию действительности, для них главным
является материальный расчет. Вы можете представить себе восстание проституток?
Я -- только забастовку, как в известном анекдоте. В рыночном обществе глубина
испытываемого чувства прямо пропорциональна сумме денег, по поводу которой
это чувство испытывается. Именно поэтому большинство современных блокбасте-ров
крутится вокруг единственного сюжета -- о том, как большая сумма денег
меняет обладателя. Такая действительность, конечно, не может вдохновить
автора на создание чего-то глубокого. Но глубокие и даже гениальные произведения
искусства все равно будут появляться, особенно в такой стране, как Россия.
Другой вопрос, почему он популярен в России. Наверно, потому, что пишет о каком-то условном легком измерении, где все похоже на мультфильм. Читатель отдыхает, делая себе что-то вроде ароматического массажа мозгов, и одновременно чувствует себя интеллектуалом.
Коэльо тоже мне нравится -- правда, я читал только "Алхимика". А вот
Гарри Поттера я так и не смог осилить, что-то в нем было неподъемное. Я
не очень верю в существование легионов взрослых, которые им зачитываются,
-- это, по-моему, такая же пропаганда, как байки о стахановцах, которыми
в советское время якобы кишела вся страна. Каждый такого стахановца почти
что видел лично, их постоянно показывали по телевизору, и все равно это
была лажа. Такие книги покупают в основном из-за гипноза денежной массы,
впрыснутой в их промоушн.
А что касается "Идущих вместе", то это, конечно, любопытное явление.
Знаете, есть известное изречение о том, что история повторяется два раза
-- как трагедия и как фарс. Сегодня она повторяется три раза -- как трагедия,
как фарс и как РR-кампания. Зачем все это устраивается? Очень просто. Когда
наш паровоз летел к коммунизму, приходилось раскачивать вагоны, чтобы люди
думали, что поезд движется, хотя он давно уже стоял на месте. А сейчас
делают вид, что раскачивают вагоны, чтобы люди думали, что поезд стоит
на месте, хотя его давно уже продали на металлолом вместе с болтами и гайками.
Все это, конечно, смешно. Но не надо забывать, что Россия -- такая страна,
где можно обхохотаться до смерти в самом прямом смысле.
-- Вы знаете, мне кажется, что нет более страшного бедствия для страны, чем интересный человек у власти. Страной должны управлять серые чиновники-роботы без особого воображения или вообще посредственности, умеющие только исполнять законы и инструкции, -- вот тогда в народе будут расцветать таланты. Мне вообще непонятно, зачем стране руль, когда это просто неподвижная территория, где пытаются выжить люди. Все беды от того, что этот руль где-то есть и его кто-то постоянно вертит. Надо ночью собраться всем вместе и отпилить его навсегда -- вот тогда будем нормально жить... А когда у этого руля вдобавок встают яркие личности, вообще надо рыть бомбоубежище -- этому учит история. Поэтому мне хочется верить, что все нынешние силовые министры -- серые и малоинициативные люди. Но вот для книги неинтересный герой плох. Так что "ЧиП-2" будет о ком-нибудь другом.
Юлия ШИГАРЕВА